Татьяна ПАШИНСКАЯ, Владимир КОТМИШЕВ
11-02-2012|Волжская Коммуна (Газета, Самара)


Суходольская мастерица Татьяна Дейс и ее ученики
воссоздают народные костюмы

В поселке Суходол Сергиевского района губернии уже несколько лет работает школьный музей-мастерская. Все это время учащиеся суходольской школы №1 не только пополняют музейную коллекцию собранными по округе предметами деревенского быта, образцами народных промыслов и фрагментами крестьянской одежды вековой давности, но и создают экспонаты своими руками.Не простаивает бабушкина прялка
В музее-мастерской уже несколько десятков национальных костюмов и обрядовых кукол. Проекты студии не раз выигрывали гранты и побеждали на региональных и всероссийских конкурсах.
В небольшом музее-мастерской преподаватель суходоль-ской школы №1 Татьяна Дейс и ее ученики бережно хранят атмосферу старины. Здесь можно встретить фрагменты чувашских и мордовских народных костюмов из крепких самотканых материалов. Потертые от времени веретена отличаются друг от друга резьбой, по особенностям которой можно говорить о национальной принадлежности предмета - русской, татарской или мордовской. Деревянные прялки и крестьянскую утварь, включая коллекцию чугунных утюгов, в музей принесли сами сельчане. А собрание подлинных рушников, возраст которых превышает полтора столетия, -особая гордость студийцев.

"В домах местных старожилов мы нашли около десяти расшитых рушников. Несмотря на то, что многим из них более 170 лет, они на удивление хорошо сохранились, - рассказывает Татьяна Дейс. - По характеру вышивки можно говорить, что здесь есть украинские, кубанские, чувашские и наши местные рушники. Помимо подлинных старинных вещей многие музейные тканые полотна, вышивки, полотенца, костюмы сделаны нашими руками".
Работа по сохранению народного быта здесь чувствуется во всем. В музейной экспозиции лишь один подлинныйженскийнарод-ный костюм, который, скорее всего, носила около века назад мордовская девушка. По словам Татьяны Дейс, они с любопытством изучали с ребятами старинный крой рубахи из красного узорчатого льна и юбки из домотканого материала. А потом решили, что и сами не лыком шиты.

Модельеры-этнографы

Будучи профессиональной швеей, Татьяна Дейс уже 17 лет является своеобразным модельером-этнографом. По собственным эскизам, созданным на основе исследовательских материалов по истории русского народного костюма, а также по старым технологиям, она воссоздает утраченные шедевры народной моды. В энциклопедии "Мастера Самарской области" Татьяна известна как мастер по народному костюму. В течение нескольких лет по заказу музея им. Алабина она сшила семь русских народных костюмов, стилизованных подстарину. Правда, как говорит мастерица, несмотря на углубленное изучение основ домо-ткачества, полной аутентичности добиться не удается. Ведь приходится использовать современные материалы, да и древние технологии не всегда возможно полностью повторить. Однако иногда удается отыскать в бабушкиных сундуках куски старой ситцевой или хлопчатобумажной ткани или случайно обнаружить их на "блошиных" рынках. Например, в прошлом году из путешествия по Волге она привезла домотканый старинный лен и использовала его в своей работе.
По ее словам, когда в руках оказываются эти бесценные артефакты ушедшей эпохи, можно создать костюм, максимально приближенный к подлинным образцам национальной одежды. В прошлом году ее работы были представлены в Москве в музейном комплексе на Поклонной горе. В этом году она планирует показать их на выставке в московской Палате ремесел.
Погрузившись с головой в это непростое дело, Татьяна Дейс стала привлекать к нему своих учеников. На уроках технологии мастерица преподавала старшеклассникам основы традиционной русской моды. Она вспоминает, что ребята настолько увлеклись этим занятием, что вскоре под ее чутким руководством создали целый проект.
Татьяна Дейс надеется, что с появлением ткацкого станка, о котором они все мечтают, в музее-мастерской станет в разы больше экспонатов
"Фантазии на тему русского костюма". В 2007 году их сарафаны и рубахи заняли первое место на Всероссийской межвузовской конференции молодых исследователей в Отрадном. Причем вышивку на одежде они также делали по подлинным узорам. За сохранение народных традиций коллектив школы получил грант. На эти средства удалось снабдить мастерскую новыми тканями.
"Когда мы исследовали этнографические материалы и расспрашивали старушек о традициях народного костюма, то с удивлением узнали, что в наших краях кроме льна, который многим был не по карману, в целях экономии ткали рубахи из конопли. Многие наши старожилы помнят, как они гоняли кур во дворе, чтоб те не испортили ценное растение", -поделилась мастерица.
Наряду с пошивом русских костюмов суходольцы занялись ткачеством, ведь наряды нужно было снабжать поясами, декорировать ткаными элементами аксессуары. Татьяна Дейс с присущим ей энтузиазмом познакомила своих воспитанников с особенностями производства текстильных изделий местных народов, с историей прядильного ремесла конца ХГХ - начала XX веков, различными техниками ткачества на бердо, на ниту и на дощечках. Правда, ткацкий станок для них пока по-прежнему остается мечтой. Впрочем, и здесь им повезло. С проектом по созданию ткацкой мастерской студийцы победили в региональном конкурсе мини-проектов "Зимний калейдоскоп". На выигранный грант Татьяна Дейс и ее коллега Валентина Тарасова приобрели для школы специальные дощечки, с помощью которой ребята ткут пояса. В прошлом году в музее им. Алабина на выставке "Серебряное донце - золотое веретенце" были представлены работы сухо дольских мастеров, как преподавателей, так и детей. Сегодня ребята вместе с педагогом ткут масштабное панно "Времена года", сшивая воедино "фрагменты" рукотворного календаря.

Мастерство на "выхвалку"

Уже третий год Татьяна Дейс сотрудничает с архангельской школой дистанционного обучения народным ремеслам. Этому проекту, который осуществляется на образовательной платформе Северного федерального университета им. Ломоносова, уже пять лет. За это время количество желающих пройти дистанционные курсы обучения традиционным ремеслам русского Севера (ткачеству, изготовлению народной куклы, резьбе и росписи по дереву), которые идут в режиме онлайн, выросло в десятки раз.
Курс Татьяны Дейс "Народный костюм "на выхвалку", в основе которого этнографические костюмы Поволжья из музейных фондов, пользуется большой популярностью. Так что мастерица учит технологии раскроя и пошива рубашки, круглого сарафана, кармана-лакомки, а также созданию плетеного пояса и традиционного головного убора не только детей, но и всех желающих. Прежде чем выбирать ткань, она предлагает своим ученикам сходить в местный музей, посмотреть костюмы, в которых щеголяли прабабушки. Предпочтительны, по ее мнению, натуральные ткани в мелкий цветочек и клеточку.
Помимо костюмов Татьяна Дейс создает обрядовые куклы. Уже третий год каждый месяц в музее им. Алабина она ведет занятия по изготовлению народной куклы (ближайший урок в это воскресенье в 10.00). И здесь ее ученики в стороне не остаются. Сегодня она разрабатывает программу обучения этому искусству. В прошлом году в Сергиевском историко-краеведческом музее на выставке декоративно-прикладного творчества "Добрых рук мастерство" Татьяна Дейс представила больше ста кукол-оберегов, сделанных ею без единого стежка, без прикосновения к материалу иголки и ножниц.
В архангельской школе у нее оригинальный курс - характерная куколка "Жили-были Дед да Баба". Собственно, главных персонажей своего наглядного учебного пособия Деда и Бабу она сделала по старинной технике провдевания, опять же без стежков и проколов. "У меня нет любимых кукол. Самая любимая это та, которая только что поселилась в доме, - призналась мастерица. - Но есть куклы, к которым хочется возвращаться вновь и вновь. Я в этом плане не исключение. Несколько лет назад ко мне в руки попала одна кукла с таким посылом: "Вятская, дарилась молодой женщине со смыслом - баба без дела не сидит. Так я ее делаю и передаю другим". Действительно, работящую бабу в лаптях в делах и заботах в старину дарили мужья своим молодым женам с напоминанием о том, что беззаботная девичья жизнь осталась в прошлом. В композиции Дейс - Дед как спутник Бабы, причем на обоих - одежда из старинных тканей, которые мастерица находит у старожилов поселка.

"Если обрядовые куклы дошли до нас через столько столетий, то значит, в них содержится глубокий смысл. На мой взгляд, народная кукла не кричит о себе, она на ушко шепчет, рассказывая вам свою историю", - считает рукодельница. В Подмосковье в Сергиево-посадском музее она научилась реставрировать старинных кукольных берегинь. По ее словам, сегодня часто при разборе старых домов люди в укромных уголках находят эти обереги, причем с молитвой, вложенной в берестяную основу. Мастерица верит, что кукла с хорошим посылом содействует доброму делу. Например, она вспоминает, что однажды, после того как научила молодых женщин делать Толстушку-костромушку, у которой просили прибавления в семье, кукла благоволила рождению троих детей. Татьяна Александровна верит и в Хозяюшку-благополучницу, которая приносит в дом финансовую стабильность, и в Спиридона-солнцеворота, который может полностью изменить жизнь в нужную сторону, в скрутки-берегини и нянюшки, и в кувадки для малых детушек, чтобы с ними не случилось беды. А еще в кукол-неразлучников, у которых одна рука на двоих, как и должно быть у счастливых супругов.

Подарочный сертификат
Книжки
Кладовая Кладовая проекта

Контакты:

e-mail: remeslodo@narod.ru