Старообрядцы на Русском Севере

Вот ведь как бывает, начинают участники куколку делать, и тут появляется не только вопросы по технологии её создания, да кто передал, да где бытовала…., а и те вопросы, которые на курсах мало кто задает «вслух» в классе, но я глубоко уверена, что пока куколку вертят, они так и просятся вопросы по пониманию традиций и костюма , и сущности куколки…. Беря в руки куклу, мы подсознательно уже начинаем с ней диалог, имея в виду не бездушную пустую болванку, а проступающее в ее чертах живое человеческое начало.

Вот что говорит Елена Антошина про куколку старообрядческую: «Делать ее было страшновато, черный крест на лице и само название, но в процессе неожиданно открывается простота и глубина древней веры, где труд духовный и физический были, как кажется, слиты воедино, и только в молитве можно было набраться терпения и силы, чтобы выжить в суровых северных краях».

В тряпичной куколке причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Чтобы почувствовать куколку, ткань нужную подобрать, надо обязательно, на мой взгляд, разобраться вот в данном случае, когда участницы курса «Наследие кукол Севера» под руководством Гончаровой Надежды Владимировны, Народного Мастера Архангельской области - куколку старообрядческую, а кто такие старообрядцы?

Я не знаю как кому, но мне очень интересно знать про них. По крайней мере станет понятным – почему у куколки на лице черный крест, одежда на куколка темных расцветок… почему??? Что мы знаем о старообрядничестве? Вот я и решила провести микроисследование про старообрядцев, и вот что из этого получилось J

Во-первых, на данном курсе учиться Наталья Майорова, она проживает в Америке. Представляете, каково было моё удивление, когда я узнала, что именно поморские старообрядцы основали в Америке старообрядческую общину. И они же проложили путь на Аляску. А вот о чем пишет Наталья: «На Аляске много русских старообрядцев живущих целыми поселениями как 100-200 лет назад. Мы с мужем были на Аляске 2 года назад, посетили много русских Православных соборов. Я даже мечтаю туда уехать жить. Мои друзья шутят, что, мол, на Родину мечтаю уехать. А судьба так распорядилась, что теперь старший сын служит на Аляске».

А дальше - больше….

Под старообрядцами – понимается

История появления старообрядчества уходит своими корнями в XVII век, в период царствования второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича. В 1653 году патриарх всея Руси Никон начал проведение церковных реформ, целью которых было устранение различий в русском и греческом богослужениях, а также поднятие авторитета церкви и сближение России с Украиной.
Менялась не сама религия, а символические действия, совершаемые при молениях. Но реформы Никона были встречены значительной частью русского духовенства и многими православными прихожанами враждебно и воспринимались ими как святотатство. Так в Русской православной церкви произошел раскол. Не признавшие реформу Никона получили название раскольников или старообрядцев. Они были преданы анафеме и подверглись жестоким репрессиям, что вызвало массовую миграцию старообрядцев в малозаселенные места Русского Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Что исследовано о старообрядчестве на Севере? Интересные исследования о Выговской пустыни — оплоте старообрядчества на Севере. Деятельность протопопа Аввакума — идейного вдохновителя и вождя старообрядцев на раннем этапе этого движения, чья жизнь и смерть также связана с нашим краем. В 2010 году было отмечено 390 – летие протопопа Аввакума.

Одним из последствий раскола в Русской православной церкви стало Соловецкое восстание, о чем наиболее полное исследование темы восстания в книге О. В. Чумичевой «Соловецкое восстание 1667-1676 годов».

Кто такие старообрядцы? Как Вы думаете?
- у них двуперстное крестное знамение как их особенность и первоочередное отличие от «никонианцев»;
- молятся, но не крестятся;
- есть поговорка: жить как староверы – значит жить отдельно, одному;
- старообрядцы не употребляют алкоголь и табак;
- не признают никакой заварки (например, для чая);
- посуда – ложка только своя, а миски для еды – только деревянные;
Это из экспедиций Соловьевой Нины по Няндомскому району Архангель ской области

А вот и куколка старообрядческая с курса "Наследие кукол Севера"

 

Я уже рассказывала, что в конце XVII столетия старообрядцы основывают Выговский раскольнический монастырь, в глухом месте, на берегу реки Выг, впадающей в Белое море. Отсюда они идут в города, в том числе в Каргополь, проникают в книгохранилища, скупают или переписывают древние рукописи, покупают старинные иконы, шитье, церковную утварь. Выговский монастырь становится культурным центром, где с начала XVIII века пишут в старой традиции иконы и переписывают книги, льют образки и кресты. В 1710 году выговчанин Иван Филиппов в каргопольской глуши, на реке Чаженьге, основывает скит. Вскоре здесь составились обширные земляные наделы, где получали хорошие урожаи, а на лесных „поскотинах" держали большие стада. Часть скота вместе с хлебом переправляют на Выг, откуда получают взамен местного письма иконы и книги. Чаженьгский скит растет, по берегам Пормы строятся другие. Здесь в 1734 году снова произошло массовое самосожжение: сгорели двести человек, которых преследовали за незапись в „двойной оклад" - налог, учрежденный Петром I для борьбы со старообрядчеством. Со времен Даниила Заточника Каргополь становится местом ссылки, куда удаляют попавших в немилость царских жен, опальных князей и бояр, именитых пленников, их родственников и государственных преступников. В 1607 году здесь расправляются с вождями народного восстания Иваном Болотниковым и атаманом Федором Нагибой: „...А Болотникова сослали в Каргополь, и там в воду посадили", - сообщает летопись. Сегодня одна из улиц города Каргополя носит его имя.

 

Материал подготовлен руководителем проекта Бирюковой Ларисой Михайловной.


Подарочный сертификат
Книжки
Кладовая Кладовая проекта

Контакты:

e-mail: remeslodo@narod.ru